Новые информационные модели
Принцип устойчивого развития в создании моделей стоимости
Изменение акцентов в информации для инвесторов, которое наблюдается сегодня в мире, вызвано двумя типами сдвигов в современной экономике. Первый характеризуется кардинальными изменениями в конкуренции и усилением роли интеллектуального капитала в современном бизнесе. Для передачи сигнала об успехе компании уже нельзя полагаться на сложившиеся в прошлом подходы, так как демонстрация достаточной бухгалтерской прибыли на "материальный" капитал ничего не говорит современному инвестору о масштабах и качестве интеллектуального капитала, об устойчивости самой бухгалтерской прибыли. Необходимо учитывать, что интеллектуальный капитал относится к группе наиболее рисковых вложений, ибо является нестандартным и не имеет к настоящему времени однозначных решений по вопросам о правах собственности на такие ресурсы.
Второй тип сдвигов связан с ростом динамизма и неопределенности, которые ведут к увеличению разнообразия факторов рисков и их влияния на бизнес-модели. Все это ставит проблему информирования инвесторов в новую плоскость: нужны существенные изменения самой модели раскрытия информации.
Сегодня уже предлагаются новые подходы, поэтому можно говорить о существовании трех моделей. Как показано на рис. 1, традиционная модель сфокусирована на показателе бухгалтерской прибыли. Эта модель возникла исторически еще в период перехода к массовому выпуску промышленной продукции и появления обществ с ограниченной ответственностью. В индустриальной по своей природе экономике акценты в отчетах о расходах на единицу продукции, стоимости запасов и приобретения материальных активов, а также бухгалтерской доходности капитала стали верно найденными подходами для построения финансовой информации.
В экономике такого типа инвесторам достаточно показывать снижающиеся издержки на единицу продукции, бухгалтерскую прибыль на "материальный" капитал. Роль нематериальных ресурсов, участие различных компонентов интеллектуального капитала в создании продукта и финансовом результате компании не нашли в этой модели полноценного выражения.
Акцент на прошлом был органичным для конкуренции "индустриального типа", но не является достаточным условием для того, чтобы удовлетворить информационные запросы пользователей в условиях существенных сдвигов в природе факторов конкуренции. Ускорение темпов развития бизнеса создает предпосылки растущего спроса на информацию, позволяющую судить о будущем компании и устойчивых тенденциях в ее развитии на ближайшую перспективу. Модель бухгалтерской прибыли не акцентирует внимание на раскрытии данных, характеризующих конкурентные преимущества компании, что связано как с выпадением из ее орбиты интеллектуального капитала, так и с отсутствием структурированной нефинансовой информации, иллюстрирующей перспективы организации, ее отношения со стейкхолдерами и, наконец, действительные границы бизнеса и его сетевые связи.
Одна из первых инициатив по созданию новых моделей раскрытия информации о компании основана на деятельности Brundtland Commission, выступившей в 1987 г. с концепцией устойчивого развития (sustainable development), акцентирующей внимание на задачах отражения долгосрочных перспектив компании. Для решения проблемы было предложено превратить годовой отчет организации в продукт так называемого "трехракурсного учета" (triple bottom line). Концепция основана на двух главных принципах. Во-первых, это расширение трактовки отчетности путем введения в нее нефинансовых данных. И, во-вторых, предоставление информации, раскрывающей степень ответственности компании по трем, а не одному типу результатов:
- экономические результаты и прямая ответственность перед инвесторами;
- результаты влияния на окружающую среду и ответственность компании за эти последствия;
- результаты, отражающие качество взаимодействия компании с социумом.
Концепция устойчивого развития была подхвачена целым рядом крупных компаний, которые благодаря своему опыту сумели создать новые интересные разработки. Например, Shell внедрила концепцию управления устойчивым развитием (sustainable development management framework). Эта инновация рассматривается в компании как средство увеличения стоимости бизнеса для собственников.
Концепция устойчивого развития, по существу, положила начало формированию новой модели раскрытия информации и движению "Глобальная инициатива в области отчетности" (Global Reporting Initiative, GRI), которое в настоящее время рассматривается как одна из ведущих сил в разработке свода стандартов так называемой нефинансовой отчетности.
Развивая тезис о "тройном результате", GRI формулирует основополагающие принципы раскрытия нефинансовой информации о компании, которые рассматриваются как "общепринятые правила учета устойчивого развития компании". Введение таких нетрадиционных стандартов позволяет повысить качество данных о долгосрочных перспективах организации, рисках ее развития — этот подход отвечает интересам инвесторов.
Возник необычный прецедент: принцип "тройного" отражения результатов означает признание того, что инвестору необходимы данные, характеризующие отношения со стейкхолдерами. Эти сведения нужны для более правильной оценки долгосрочных тенденций, факторов риска и успеха компании и в конечном счете — возможности создания прироста стоимости бизнеса для собственников компании.
Как отчитываться
На фоне продвижения принципа устойчивого развития сформировался подход, предлагающий альтернативную модель — отчетность о стоимости. Она создавалась на базе разных разработок. Наиболее известная из них — концепция компании PriceWaterhouseCoopers, предложивший развивать отчетность в направлении освещения комплекса факторов, формирующих стоимость компании, через три уровня инноваций:
- создание глобального свода общепринятых принципов бухгалтерского учета;
- формулирование дополнительных стандартов, учитывающих специфику отрасли и создаваемых в ее рамках;
- организацию системы дополнений, раскрывающих специфику процессов создания стоимости в конкретной компании.
Таким образом, эту модель отличает гибкость подходов в построении публичной отчетности. На уровне отраслевых дополнений могут, например, различаться подходы к определению прогнозных показателей. Исходя из специфики отраслевой конкуренции компании могут сами решать целый ряд учетных вопросов, например:
- включать ли им в оценку будущей выручки невозобновляемые, случайные доходы;
- учитывать ли в показателе прогнозной прибыли разовые расходы на реструктуризацию;
- каким образом отражать будущие доходы, вытекающие из долгосрочных контрактов, растянутых на несколько лет.
Учет отраслевой специфики — существенный шаг вперед в развитии стандартов подготовки информации для инвесторов. В результате разные организации неодинаково реагируют на возникающие риски и тенденции развития рынков. В условиях нарастания скорости изменения бизнес-моделей предлагаемый свод стандартов, учитывающий глобальные инициативы и отраслевые особенности, не может быть достаточно гибким, чтобы создать необходимое пространство для отражения уникальности подходов компании. Наиболее отчетливо принцип гибкости в построении отчетности может быть воплощен на третьем уровне, где должна отражаться специфика бизнес-процессов компании. Именно для данного "этажа" отчетности предложена особая базовая структура отчета о стоимости, показанная на рис. 2.
Ее первая особенность связана с постановкой задачи систематизации как финансовых, так и нефинансовых факторов, определяющих стоимость компании. Согласно этой концепции отчетность о стоимости должна состоять из четырех блоков информации, объединенных в разделы о внутренних инструментах создания стоимости и внешних процессах, определяемых конкуренцией на рынках сбыта. Анализ рынка — это, безусловно, отправная точка отчета, так как создание стоимости в наибольшей мере зависит от прочности положения на продуктовых рынках.
В первом блоке предполагается оценка топ-менеджментом текущей ситуации с конкуренцией, влияния на нее макроэкономических процессов и возможных регулирующих мер государства. По оценкам специалистов PriceWaterhouseCoopers, именно этот информационный блок относится к категории наиболее сложных для проработки, и даже у продвинутых компаний степень ясности и глубины понимания ситуации, описанной в таком блоке, является наименее адекватной ожиданиям аналитиков и инвесторов. Тем не менее включение этого блока рассматривается как критическое условие, так как понимание конкурентной ситуации для компании есть не что иное, как отправная точка для обоснования необходимой стратегии. Поэтому подготовка информации и обзора для этого блока, несмотря на очевидные трудности для управленческой команды, — важный элемент развития новой модели раскрытия данных, позволяющих увидеть отраслевые планки отсчета, которые сам менеджмент должен сообщить, раскрывая свое видение тенденций развития отрасли.
Во втором блоке предлагается дать концентрированный обзор стратегических задач, часть которых должна быть сформулирована с помощью целевых среднесрочных финансовых показателей, а остальные — с помощью нефинансовых ключевых рубежей. Этот блок основан на понимании менеджментом таких параметров стоимости, как риск, доходность и рост. В соответствии с моделью риск необходимо формулировать через оценку требуемой инвесторами доходности на капитал, доход — через показатели ожидаемых потоков денежных средств. При этом для многопрофильных компаний эти параметры должны быть рассмотрены не только на корпоративном уровне, но и в ракурсе отдельных сегментов бизнеса. Характеризуя рост, менеджмент должен сформулировать предполагаемые результаты внутренних усилий компании и ее возможной политики приобретения контроля над другими бизнесами для достижения целевых установок роста.
Третий блок — "Политика управления стоимостью" — очерчивает коренные преимущества компании, необходимые для реализации среднесрочных стратегических задач. Примечательно, что ключевые элементы информации в этом блоке основываются на отношениях со стейкхолдерами. Политика в области управления стоимостью увязывается в модели отчетности о стоимости с созданием устойчивых отношений со стейкхолдерами. Ее включение наряду с целями и финансовыми результатами необходимо для оценки ближайших и среднесрочных перспектив.
Вторая особенность модели заключается в том, что в соответствии с ней каждая компания должна самостоятельно выбрать показатели и индикаторы, точнее отражающие состояние отношений со стейкхолдерами. Как следует из рис. 2, в блоке "Стратегии" формулируются задачи выстраивания этого круга отношений. В блоках "Политика управления стоимостью" и "Финансовые результаты" компания определяет инструменты достижения этих задач.
Третья особенность подхода состоит в том, что он ориентирован на освещение среднесрочных тенденций в развитии компании. Поэтому особое внимание уделяется информации, составляющей "платформу" стоимости.
Другое направление разработок — поиск форматов специальных финансовых отчетов для собственников компании. Ключом к созданию такой системы специальных финансовых отчетов могут стать разные типы показателей созданной для собственников стоимости бизнеса. Один из вариантов — связать новый формат с показателем совокупного дохода акционера, известным в мировой финансовой литературе и практике как показатель TSR (total shareholder return). Такой формат распространен среди публичных компаний. Поэтому в системе специальных отчетов для владельцев таких компаний можно было бы предложить форматы отчетов, включающие основные компоненты совокупного дохода акционера (TSR). Этот пакет может содержать, по крайней мере, два отчета: специальный (о финансовых результатах для собственников) и скорректированный — о потоках денежных средств (ПДС).
Целесообразность подготовки скорректированного отчета о ПДС (рис. 3) объясняется несколькими причинами. Во-первых, он требует более аккуратного анализа характера инвестиций и природы расходов организации, чтобы отделить ключевые инвестиции в активы, необходимые для обеспечения корневых видов продукции, с которыми компания связывает свое будущее, от инвестиций в другие активы. Это необходимо потому, что стоимость компании создается именно в ключевых видах деятельности, на которые распространяются коренные конкурентные компетенции. Инвестиции и результаты неключевых видов деятельности не должны смазывать общую картину, так как они не являются областью формирования факторов стоимости. Во-вторых, необходимо четче выделить наиболее важный для собственников компании аспект движения денежных средств — формирование потоков свободных для изъятия денежных средств и их использование. Поэтому в нем показаны шаги распределения ПДС, созданного в операционной деятельности компании. ПДС от инвестиционной деятельности практически должен совпадать с величиной ПДС от деятельности по финансированию.
Для компаний открытого типа специальный отчет о финансовом результате для собственника должен описывать два источника дохода акционера: выплаты дивидендов и прирост капитала за счет роста курса акций. Они формируют совокупный доход акционера в абсолютном выражении, или total shareholder return (TSR).
Если этот показатель положить в основу специального отчета о финансовом результате, то можно описать его основную идею следующим образом. На совокупный доход акционера влияет ПДС, генерируемый компанией для акционеров в основной деятельности (он выступает источником дивидендов), и прирост капитализации.
В свою очередь, прирост капитализации можно сравнить с новыми потоками финансирования, предоставленными самими акционерами для развития компании. Если прирост капитализации выше, чем приток от акционеров за год, это можно интерпретировать как результат положительной оценки рынком эффективности использования денежных средств, предоставленных акционерами. Тогда TSR компании возрастает. Если ожидания рынка невысоки, то TSR снижается. Иными словами, совокупный доход акционеров (TSR) выражен через движение денежных средств. И в этом преимущество предлагаемых двух форм специальных отчетов. Модель отчета о показателях дохода акционеров представлена на рис. 4.
Рассмотренный выше вариант специальной финансовой отчетности соответствует особенностям публичных компаний и неприменим к организациям закрытого типа.
Универсальным является отчет об экономической прибыли, созданной в компании за год (рис. 5).
Принцип экономической прибыли является "лакмусовой бумагой" для идентификации степени продвинутости финансового анализа и менеджмента в компании. Именно эта концепция должна быть задействована в деятельности советов директоров, связанной с их стратегическими функциями, функциями надзора за деятельностью менеджмента и определения политики вознаграждения.
Разработка новых подходов к информированию инвесторов неизбежна. На уровне самих компаний движущей силой таких перемен будут советы директоров. Этот процесс набирает силу во всем мире. Объективные тенденции роста спроса инвесторов на повышение стоимости принадлежащих им компаний оказывают значительное влияние и на развитие бизнеса в России. Поэтому отечественные бизнес-структуры неизбежно будут вовлечены в процесс перехода к новым моделям подачи информации о компании.