Начать с головы
Автор: Денис Квасов
Одной из модных тем в последнее время стала автоматизация систем управления. При всей кажущейся простоте формулировки и привычности словосочетания, когда начинаешь всерьез разбираться в этом вопросе, всплывают сложности и проблемы уже на уровне определения понятий. Генеральный директор приволжского офиса группы компаний «Инталев» Сергей Львов в интервью журналу «Эксперт Волга» заметил: перед тем как говорить об автоматизации систем управления машиностроительным предприятием, было бы неплохо понять, чем мы управляем, на основе каких данных формируем стратегию, и так далее. В разговоре выяснилось, что даже эти, казалось бы, элементарные вещи в российских реалиях можно обсуждать часами.
— Сергей Михайлович, для начала предлагаю определиться: что конкретно мы с вами будем понимать под автоматизированными системами управления (АСУ)?
— В управлении есть разные аспекты и уровни, которым будут соответствовать разные системы. Для них, в свою очередь, нужны соответствующие средства и программы.
Вообще, внутри компании есть пять типов процессов.
Далее, есть направляющие процессы – они связаны с осуществлением управленческой деятельности. Сюда я включаю стратегическое и оперативное управление, планирование, контроль, анализ и принятие решений. Третий пласт - это поддерживающие процессы. Под ними подразумевается создание инфраструктуры управления и бизнеса - информационного обеспечения, системы качества и производственных систем. А это финансы и информационные технологии. Следующий блок - процессы адаптации. В него можно включить исследования рынка, рекламу и разработку брэнда. Наконец, последняя группа - процессы развития, то есть создание новых продуктов. Сюда отнесем НИОКР, разработку новых продуктов и процессы развития организации.
Этой логике соответствуют пять типов объектов автоматизации. У них разные цели и задачи, а также разные результаты внедрения. Поэтому, когда
— Хорошо, давайте сузим тему и сосредоточимся на управлении производством. С чего нужно начать, если мы хотим построить АСУ производством?
— Однозначный ответ дать трудно, поскольку ситуация на каждом предприятии уникальна и ее нужно рассматривать конкретно в текущих условиях. Различные компании находятся на разных уровнях развития, и советовать всем разом значит дискредитировать саму идею. Тем более что этот уровень определяется отнюдь не отраслью или масштабом компании. Бывает, что предприятие стало очень крупным, а навыки и средства управления остались прежние - происходит нестыковка, возникают проблемы, выражающиеся в потере управляемости. Тогда нет смысла ставить сразу
Обратная ситуация - небольшая компания, но прогрессивная. Нет смысла предлагать ей простые типовые решения в области учета, такой фирме уже нужна индивидуальная настройка системы управления, и ей понадобятся специализированные программы.
— Как определить стадию развития компании?
— К сожалению, единой методологической базы тут не существует. Поэтому консультанты самого разного профессионального уровня вьются вокруг компаний и предлагают им свои услуги в этом смысле. Поймите, нет такого универсального теста, который компания прошла - и все с ней понятно. Нужно еще несколько лет, чтобы правила игры определились и была сформирована более или менее прозрачная и понятная система оценки.
— Что же делать до тех пор? Ведь терять время поволжским машиностроителям нельзя - задавят конкуренты.
— Принцип очень простой: система управления должна быть на уровень сложнее управляемой системы. Соответственно, если у вас нет учетных систем, не имеет смысла ставить систему управления производством.
— Как же так? Неужели отечественное машиностроение не умеет даже считать?
— Около 90 процентов предприятий в российском машиностроении не имеют современной грамотной системы учета!
Точные расчеты планирования ПДО
Пример из практики. На одном из машиностроительных заводов в Поволжье проводили предварительную оценку возможности постановки СУ. На первый взгляд с учетом вроде все в порядке. Но мне как старому производственнику было непонятно следующее. Предприятие металлоемкое, потребляет примерно 500 тонн металла в месяц. Усредненный норматив расхода материалов около 15 процентов, то есть в месяц вагон отходов. А по документам учета я вижу только машину в 2,5 тонны стружки. Комментирую - в такой ситуации вся территория завода только за один год должна превратиться в свалку отходов. Руководство предприятия застывает в немой сцене. Где металл? И никто не может ни ответить на этот вопрос, ни хотя бы просто понять, как это происходит. Учета движения средств и материалов внутри производства фактически нет.
— Что же делать в такой ситуации?
— Хорошая производственная служба и методолог учета должны свести две реальности - производство и отражение процессов в финансовом блоке. Надо получить эту общую картину,
Одна компания долго пыталась сверху выстроить систему управления на недавно купленном заводе. Решения о размере бюджета закупки материалов принимались на основании финансового и экономического анализа деятельности. Учитывался и объем предполагаемых продаж, и производственная программа, и «незавершенка». Но чем тщательнее руководство завода пыталось выполнить эти решения, тем больше проблем возникало. Дошло до того, что начал останавливаться сборочный конвейер. И никто не мог понять, что происходит. Ведь решения принимались правильные! И так было до тех пор, пока руководство не поняло, что начинать надо с учета. Сначала решили взяться за бухгалтерский. На первый взгляд учет был, о чем успешно докладывала бухгалтерия во главе с главным бухгалтером, и занималось этим 24 человека (только в самой бухгалтерии). Результат анализа показал, однако, что учет затрат хоть и велся вроде бы по видам готовой продукции, на самом же деле был фикцией. Он основывался
В результате жесткой позиции руководства нормальный учет был все же внедрен – на базе типовых программных продуктов бухгалтерского учета, с одновременным формированием необходимой первичной документации в производстве. Каково же было удивление всех, когда оказалось, что производство по факту потребляет на 50 процентов меньше, чем традиционно считалось! За несколько месяцев объем незавершенного производства на конец каждого месяца сократился с 20 до шести миллионов рублей. А заниматься этим увеличившимся учетом осталось только шесть бухгалтеров! После чего и управляемость, и экономическая ситуация на заводе резко улучшились, но это уже другая история.
— Хорошо, допустим, компания выстроила систему учета. Что делать дальше?
— Следующий шаг - выстраивание управления производственным потоком. В машиностроении начало начал - состав изделия. Нужны
Здесь появляется связка между разными процессами, такими как разработка продукции, конструкторский, технологический блок, нормировка и так далее. Вот
— Это как? Конкретный пример привести можете?
— Пожалуйста. Когда мы были в Нижегородской области на заводе «ИНСТРУМ Ренд», нам показали правильно организованный процесс. Время между внесением конструктивных изменений и появлением на столе конструктора новой детали занимает шесть часов. Схема выглядит так: конструктор вносит изменение, это тут же видит технолог, который формирует все необходимые меры по внесению корректировки, затем процесс передается дальше, происходит оценка и нормировка всего этого изделия. Дальше все расчеты попадают в производство уже в виде
То, о чем я сейчас говорю, имеет жизненно важное значение для рентабельности предприятия. При одном и том же объеме производства увеличивается оборачиваемость, а значит - и прибыль. Скорость реагирования может оказаться критическим фактором в конкурентной борьбе.
В итоге мы связываем информационные потоки и получаем систему управления общей корпоративной информацией, причем учет полностью интегрируется в эту систему.
— Следующим этапом будет уже собственно управление производством?
— Совершенно верно, дальше уже можно строить систему управления производством (СУП), подбирать определенные программы под конкретные задачи. СУП должна быть не отраслевая, она подстраивается под конкретных
— Объясните, пожалуйста, что такое СУП и кто должен ею пользоваться?
— Это такой
Скажу больше: вслед за появлением СУП нужно производить и организационную реструктуризацию компании. А это совершенно новый уровень компетенций для отечественного машиностроения.
— Поясните, что вы имеете в виду.
— Практически все российское машиностроение нужно реструктуризировать. Модели управления уже не отвечают современным реалиям, даже лучшие решения в них менее эффективны, чем у западных (а тем более восточных) конкурентов. И пока все производство вытягивается только на личных подвигах конкретных людей. Но чтобы заниматься реструктуризацией, сначала надо научиться понимать цели бизнеса. И тут есть два пути - эволюция (снизу), которая стоит дорого и идет медленно, но комфортно, или революция - идти сверху от цели. Здесь очень быстро, очень дешево и очень эффективно, но компанию ломают через колено, 50 процентов сотрудников уходят.
Сейчас видно, что многие компании идут сразу двумя путями – и снизу, и сверху; если свести эти два потока, то будет здорово. Но нужно все делать поэтапно и не прыгать выше головы, иначе процесс изменений встанет. Не надо ставить АСУ, если нет учета, точно так же нельзя заниматься управлением на уровне стратегии, пока нет АСУ. Делать это одновременно (как часто обещают интеграторы) невозможно. И проблема не в сложности самих программ, а в том, что работающая система – это люди. А изменения и адаптация в новых условиях у людей происходят очень медленно. И пока они не освоят новый организационный уровень управления, прыгать в следующий бессмысленно. Всему свое время.