Логико-структурный подход в Управлении проектами
Источник: ITeam.ru
Логико-структурный подход (ЛСП) в управлении проектами мало известен в нашей стране. В тоже время он весьма эффективен на всех фазах жизненного цикла проекта, особенно при идентификации, разработке и мониторинге проекта и широко используется в разнообразных проектах, осуществляемых многими международными, правительственными, коммерческими организациями. Например, ЛСП является официальной методологией управления проектами в таких организациях как Всемирный банк, ЮНИСЕФ, ЮСЭЙД, ТАСИС и др.
Данный подход не противопоставляется другим современным методам. Он представляет собой целостную методологию, содержит основные широко известные методы и эффективно их дополняет по ряду важнейших аспектов управления проектами, в частности, уделяя особое внимание таким вопросам как:
- Четкое определение целей и содержания проекта на основе всестороннего анализа решаемых проблем, учета основных условий реализации, интересов вовлеченных сторон, а также рисков и гипотез, заложенных в проекте;
- Принятие четко выраженных, количественно и качественно измеряемых показателей успешности реализации и завершения проекта (программы);
- Четкое однозначное определения того, за что должен отвечать руководитель, члены группы управления и другие участники в процессе достижения поставленных задач и почему;
- Выделение ключевых элементов проекта и определения их взаимосвязи, так чтобы это способствовало облегчению анализа, реализации и оценки;
- Перенос внимания при оценке проекта с вопроса "кто виноват?" на вопрос "каков наиболее реалистический курс дальнейшей работы ”.
В большинстве организаций используемые процедуры ЛСП, формы и содержание документов весьма детально регламентированы и встроены в общие процессы разработки и реализации проектов, использующие широко известные методы Управления проектами. При этом ЛСП в целом или отдельные его составляющие могут применятся по несколько раз в ходе к различным этапам разработки и реализации проекта. Следует отметить, что в различных организациях часто используются различные структуризации работ, терминологии, формы документов, связанные с разработкой и реализацией проектов. Например, близкие по содержанию и назначению документы по разработке проектов могут называться Предложением по проекту, Отчетом по подготовке проекта, ТЭО и др. Не смотря на эти расхождения можно выделить следующие основные этапы ЛСП [1-7]:
- Анализ заинтересованных сторон.
- Анализ проблем.
- Анализ целей.
- Формулировка основных предположений и факторов риска.
- Определение показателей прогресса реализации и степени достижения целей проекта.
- Составление логико-структурной схемы проекта (ЛСС).
- Дальнейшая разработка проекта.
- Система управления проектом.
- Мониторинг, отчетность, оценка проекта.
1. Анализ заинтересованных сторон. Включает идентификацию отдельных лиц, групп, организаций, интересы которых проект может затронуть, определение их основных ключевых проблем, столкновения интересов, ограничений и возможностей (институциональный анализ).
Задачи данного этапа решаются путем изучения имеющихся материалов, проведения дополнительных исследований, контактов и обсуждений с заинтересованными сторонами.
Одним из эффективных методов анализа заинтересованных сторон является проведение деловой встречи типа "мозговой атаки", в которой участвуют основные заинтересованные стороны. На такой встрече можно обсудить проблемы, с которыми заинтересованные стороны сталкиваются в области основного внимания проекта, рассмотреть вопросы, например:
- Что вам (планирующим) нужно знать? Кто имеет соответствующие представления и опыт?
- Кем будут приниматься решения по проекту?
- Кем будут производиться действия в соответствии с этими решениями?
- Чья активная поддержка имеет существенное значение для успеха проекта?
- Кто имеет право участия?
- Для кого проект будет выгоден, может представлять угрозу?
Одним из существенных факторов успеха проекта является поведение и потенциал участвующих в проекте организаций.
Для проведения анализа участия каждой из заинтересованных в проекте организаций может предприниматься институциональная оценка, инструментом которой является ССВУ анализ, путём проведения исследования организации по четырем аспектам:
Сильные стороны – внутренние положительные качества
Слабые стороны – внутренние отрицательные качества
Возможности – внешние факторы, улучшающие перспективы
Угрозы – внешние факторы, способные подорвать будущий успех
Пример анализа ССВУ в одном из проектов ЮНИСЕФ приведен на рис. 1.
Рис 1. Пример институционального анализа партнера в проекте ЮНИСЕФ.
2. Анализ проблем. На этом этапе осуществляется формулировка проблем, определение их причинно-следственных связей и построение дерева проблем.
Дерево проблем представляет собой просто иерархическое расположение проблем. Для его построения важно привлечь основные заинтересованные стороны. Из предварительно сформулированных проблем каждому участнику анализа предлагается выбрать одну в качестве центральной, т.е. такой проблемы, которую он считает центром всей проблематичной ситуации, и представить свои предложения в письменной форме.
В своем первоначальном выборе центральной проблемы каждая из заинтересованных сторон будет руководствоваться своим собственным интересом в проекте и своими собственными проблемами. Пример-проект поддерживаемый Всемирным банком (точнее МБРР-основная организация Всемирного банка) по поддержке и реформированию городского общественного транспорта в ряде городов Российской Федерации. С точки зрения руководителей транспортных предприятий участвующих городов первоочередной проблемой является острая нехватка транспортных средств, а с точки зрения федеральных и местных органов власти-неэффективность всей системы организации работы и финансирования городского общественного транспорта, включая проблемы льготников, недостаточную эффективность работы предприятий городского общественного транспорта и др.
Обсуждение всего спектра центральных проблем следует вести до тех пор, пока участниками встречи не будет достигнуто соглашение по одной центральной проблеме. Она будет являться исходным пунктом построения древа проблем.
При рассмотрении второй проблемы, связанной с ней, поступают следующим образом:
- если проблема является причиной, она помещается уровнем ниже;
- если проблема является следствием, она помещается уровнем выше;
- если проблема не является ни причиной, ни следствием, она помещается на тот же самый уровень.
По мере разрастания дерева оставшиеся проблемы добавляются к нему по тому же принципу Повторный анализ проблем может привести к появлению на более поздней стадии иной центральной проблемы, что однако не уменьшает обоснованности анализа.
3. Анализ целей. Исходя из построенного дерева проблем строится дерево целей проекта, достижение которых позволит решить выявленные проблемы. При этом выделяют следующие уровни (названия в раных организациях могут быть разными):
- Общая цель(и)-цель проекта (программы) более высокого уровня, вклад в который данный проект предназначен внести.
- Цель(и) проекта-вклад проекта в достижение общей цели путем использования результатов проекта.
- Результаты проекта-те значимые выходные продукты, которые получат пользователи проекта по его завершении.
- Действия-действия необходимые для преобразования ресурсов в результаты проекта.
Например в проекте Всемирного банка по развитию Унифицированного Государственного Кадастра Недвижимости: - Общая цель(цель проекта более высокого уровня, вклад в который данный проект предназначен внести)-улучшение условий ведения бизнеса, совершенствование управления общественным сектором.
- Цель проекта (вклад проекта в достижение общей цели путем использования результатов проекта)-содействие развитию рынка недвижимости, повышение качества работы Службы Кадастра.
- Результаты (что получат пользователи)-ускорение и улучшение обработки информационных потоков.
При формулировании целей важно обеспечить их: - Реальность-возможность достижения в рамках заданных ресурсов и ограничений (финансовых, физических, временных, др.).
- Определенность-условия того, что цели проекта достигнуты благодаря проекту, а не по другим причинам.
- Измеримость-возможность количественной оценки при приемлемой затрате средств и усилий.