Консолидация финансовой отчетности как этап предоставления показателей деятельности и состояния бизнеса
Как рассказал финансовый директор ЗАО СКМ Роман Водолазский, решение о подготовке консолидированной финансовой отчетности было принято руководством компании в 2005 году для получения более четкой и экономически обоснованной картины финансового состояния группы СКМ. Следует отметить, что речь идет о консолидации в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) как общепризнанной системой учета. Первым результатом решения о внедрении МСФО в группе будет подготовка консолидированной финансовой отчетности ЗАО СКМ за 2004 год.
На сегодняшний день в группу входят более девяноста предприятий, в том числе дочерние и ассоциированные компании, при этом она воспринимается инвесторами и аналитиками как единое целое. В связи с этим всех пользователей финансовой отчетности, будь-то акционеры, финансовые учреждения и другие деловые партнеры, интересует финансовое положение и результаты работы группы компаний как единого целого. Это стало причиной перехода на консолидированную отчетность.
Также компания планирует, начиная с 2006 года, выпускать ежеквартальную консолидированную отчетность по международным стандартам. Кроме того, в настоящее время одной из задач СКМ является выход на международные рынки производственных мощностей и капитала. Наличие прозрачной системы учета и подготовка консолидированной финансовой отчетности по международным стандартам является одним из основополагающих факторов успешного выхода компании на внешние рынки.
Процесс консолидации обычно происходит в несколько этапов. По словам финансового менеджера компании «САН Интербрю Украина» Елены Яхненко, у них первый этап представлял собой проведение полной автоматизации учета и составления отчетности отдельно на каждом из предприятий. Основной причиной этому послужили краткие сроки, в которые транснациональные компании должны предоставлять отчетность своим акционерам. Так, например, отчет о прибылях и убытках предоставляется предприятием ежемесячно на 5-7 рабочий день следующего за отчетным периода, в то время как его украинский аналог - «Отчет о финансовых результатах» (Форма N 2) - национальные предприятия подают только раз в квартал до 25 числа следующего месяца.
Автоматизированный процесс составления финансовой отчетности позволил быстро и правильно трансформировать данные, полученные по П(С)БУ (Положениям (стандартам) бухгалтерского учета) в данные по МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности). Кроме того, важным преимуществом проведенной автоматизации является и то, что порядок отображения идентичных хозяйственных операций на всех предприятиях группы теперь осуществлялся по одним и тем же принципам. То есть, например, данные, указанные в отчете о прибылях и убытках в строке «Административные затраты» на всех предприятиях включают одни и те же виды расходов. Такой подход позволяет придерживаться одного из основных принципов бухгалтерского учета - сопоставимости.
Вторым этапом можно назвать сам процесс консолидации финансовой отчетности. Баланс и отчет о прибылях и убытках каждого из предприятий группы, включая компании-учредители, консолидируются в единый отчет. Таким образом, получается консолидированный баланс, отчет и прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств.
Консолидация предполагает, что все подразделения и материнская компания будут предоставлять информацию в едином формате. Для этого создается документ, в котором описываются единые правила ведения бухгалтерского учета. По словам финансового директора компании АВК Ларисы Приставакиной, структура и форма консолидированной отчетности обсуждались с дирекциями и службами внутри компании, наблюдательным советом, учредителями. Так был выбран перечень информации, необходимой для этой отчетности. В результате обсуждений была найдена удобная форма для анализа и использования консолидированной отчетности, за основу которой была взята отчетность по бухгалтерским стандартам. При этом сложности, с которыми столкнулись в компании, носили преимущественно технический характер.
«Проанализировав информацию, поступающую от фабрик, мы увидели, что каждая из них по-своему подходит к сбору данных для отчетности, у них разные формы отчетности. Нам пришлось совместно с ними прорабатывать все детали, формировать единое видение предоставления отчетности. Главным для нас было научить сотрудников различных подразделений компании стандартизировать всю информацию, которая используется в отчете», - рассказывает финансовый директор АВК.
Некоторые компании переходят на консолидированную отчетность достаточно быстро. По словам корпоративного финансового менеджера компании «Нестле Украина» Эвелины Дьячук, у них перехода как такового не было. Это был очень быстрый процесс. До 2003 года было две юридические компании - ЗАО кондитерская фирма «Свиточ» и представительство Nestle S.A., затем была зарегистрирована компания «Нестле Украина», поэтому пришлось с текущего квартала сразу делать консолидированную корпоративную отчетность по NAS (Nestle Accounting Standards) - эти стандарты фактически дублируют International Accounting standards (международные бухгалтерские стандарты). К проблемам в компании отнесли то, что перед тем как переходить на новые стандарты, их необходимо хорошо изучить.
Трудности и рекомендации
При переходе на консолидированную отчетность компании сталкиваются с рядом проблем. Как рассказал финансовый директор СКМ Роман Водолазский, основная проблема, с которой компания сталкивается в настоящее время, - это разработка и внедрение единой учетной политики по МСФО, которая является одним из условий подготовки консолидированной финансовой отчетности.
Смысл этого условия заключается в том, что для включения в консолидированную отчетность показателей деятельности дочерней компании финансовая отчетность такой дочерней структуры должна быть подготовлена с использованием унифицированных учетных принципов. В настоящее время различие стандартов учета порождает проблему приведения отчетности входящих в группу предприятий в соответствие с международными принципам учета, известную как проблема трансформации отчетности. Процесс трансформации - это подход, при котором отчетность, сформированную по национальной системе бухгалтерского учета, анализируют и корректируют для приведения в соответствие с МСФО. На первом этапе (2005-2006 гг.) компания планирует осуществлять процесс трансформации вручную силами финансовых служб в нее предприятий. На втором этапе процесс трансформации и консолидации будет автоматизирован.
Еще одна сложность, связанная с разработкой единой учетной политики, заключается в необходимости учесть специфику предприятий различных отраслей: металлургии, энергетики, угольной промышленности, банковской и многих других. Поскольку процесс консолидации - производное от внедрения МСФО, одной из проблем является необходимость повышения квалификации финансовых специалистов предприятий. И речь идет не только о получении теоретических знаний, но и о необходимости применять их при трактовке многих хозяйственных операций и их отражении в учете в соответствии с МСФО.
Как рассказала финансовый менеджер компании «САН Интербрю Украина» Елена Яхненко, сложно было настроить учет таким образом, чтобы он одновременно удовлетворял требованиям П(С)БУ, МСФО, управленческого и налогового учетов. Так, по П(С)БУ затраты учитываются только по счетам бухгалтерского учета. Для управленческой отчетности и МСФО необходимо принимать во внимание два параметра - счет и центр затрат. В компании порекомендовали максимально автоматизировать процесс составления отчетности. Это позволяет легко трансформировать данные П(С)БУ. Для этого нужно заранее разработать план счетов, удовлетворяющий требованиям конкретной компании, и правильно определить сопоставимость (так называемый меппинг) счетов. Кроме того, автоматизация процесса составления отчетности значительно экономит время и минимизирует количество ошибок.
Источник: "ИнвестГазета", N 40, 4-10 октября 2005