Клонирование в законе
Источник: газета "Ведомости"
Уволенного менеджера, передавшего базу данных конкурентам работодателя, можно засудить. Но если бывший сотрудник создаст бизнес, отъедающий долю рынка у компании, на которую работал раньше, помешать ему не удастся.
В прошлом году у ивановского производителя матрасов и мебели "Орматек" появился новый конкурент. В начале 2007 г. две фабрики ортопедических матрасов "Слипдрим" - в подмосковной Балашихе и на юге России - открыл бывший начальник отдела продаж "Орматек" Антон Хиленко.По словам Хиленко, он 3,5 года развивал сеть продаж матрасов "Орматек", но в 2006 г. решил, что его больше не устраивают "личная мотивация и стратегия развития", предлагаемые владельцами компании. В интернет-рознице его продукция под маркой DreamLine стоит на 1000 руб. дешевле схожих по характеристикам матрасов "Орматек". Хиленко уже перебил один из контрактов бывшего работодателя: "Слипдрим" производит матрасы для интернет-магазина Morpheus, партнером которого до 2007 г. была "Орматек".
По словам представителя Morpheus, матрасы "Слипдрим" компания выбрала из-за лучшего, чем у "Орматек", соотношения цены, качества и сервиса. По внешнему виду и качеству матрасы практически одинаковы у всех производителей, поэтому цена является серьезным конкурентным преимуществом, отмечает собеседник "Ведомостей".
"Клонирование бизнеса на рынке матрасов стало традиционным", — рассказывает Андрей Корчунов, директор компании "Солло", торгующей матрасами. Например, бывшие менеджеры одного из крупных производителей за пять лет открыли три новых производства матрасов. Такая активность объясняется недорогим входом на рынок и доступностью комплектующих. По оценке Хиленко, для начала производства достаточно 500 000 евро. А ткани, пружины, латекс и кокосовую койру почти все производители покупают у группы "Фортекс", уточняет Корчунов.
Хиленко рассчитывает за два года создать бренд, сопоставимый по узнаваемости с лидерами рынка — "Консулом", "Торисом", "Асконой" и "Орматек". В самой "Орматек" планы бывшего сотрудника комментировать отказались.
По данным журнала "Мебельный бизнес", в России работает около 70 производителей матрасов. Емкость рынка составляет примерно 160 000 матрасов в месяц, из которых 35 000 продает "Орматек". На долю Москвы и Московской области приходится около 45% общего объема продаж.
Капитализация банкира
На банковском рынке массовое клонирование бизнеса бывшими сотрудниками невозможно: только в уставный капитал нового банка по требованию ЦБ нужно вложить не менее 5 млн евро, объясняет директор центра ипотечного кредитования Бинбанка Дмитрий Галкин. Но если деньги есть, то банкиры со стажем 5-7 лет легко могут создать собственный бизнес — на рынке есть свободные ниши, продолжает он. Так же считает команда бывших топ-менеджеров Росбанка и "Джии мани банка", купившая в сентябре 2007 г. тольяттинский Лептабанк и создавшая на его базе федеральный "Ипотек банк". Акционерами банка в равных долях (по 19,9% акций) стали бывший директор по управлению розничным бизнесом Росбанка Вадим Юрьев, два его заместителя — Елена Шилина и Лариса Магеро, бывшие финансовый директор "Джии мани банка" Андрей Ларкин и главный бухгалтер этого банка Елена Харитонова.
При Юрьеве в 2005-2007 гг. розничный кредитный портфель Росбанка вырос более чем в 3 раза до $3 млрд к июню прошлого года. Шилина с успехом развивала ипотеку в регионах: банк увеличил ипотечный портфель с $22,5 млн в 2005 г. до $367 млн в 2007 г. Доля региональных кредитов за это время выросла с 18% до 60%. Ларкин в 2002 г. работал финансовым директором в Дельтабанке, созданном фондом Delta Equity Partners. В 2004 г. он помог продать этот банк группе GE Consumer Finance и до 2006 г. исполнял обязанности президента банка, переименованного в "Джии мани".
Решение создать свой банк Юрьев объясняет стремлением капитализировать накопленные знания. "У нашей команды есть опыт, понимание перспектив рынка и инвесторы — Access Industries Леонарда Блаватника и Alfa Capital Partners, которые через некоторое время станут акционерами "Ипотек банка", — говорит Юрьев. По его оценке, ипотека в ближайшие 5-7 лет будет самым динамичным сегментом кредитного рынка. "Серьезных конкурентов у нас мало. Нынешние лидеры рынка не обязательно останутся ими через семь лет. У нас есть хороший шанс построить крупный бизнес в этой сфере", — убежден Юрьев. Конкурентным преимуществом "Ипотек банка", по его словам, станет сервис "для требовательных клиентов": весь процесс оформления и залога квартиры можно будет проводить в офисе банка.
Вырваться из сети
Розничный холдинг "Виктория" в июне 2007 г. сообщил об увольнении из-за слабых результатов работы президента Максима Белолипцева и председателя совета директоров Георгия Ананчика. Бывшие топы решили построить собственную продуктовую сеть. Они понимали, что создать с нуля конкурента крупным федеральным сетям сейчас невозможно: цена выхода даже на региональный рынок очень высока. Например, за липецкую сеть "Корзинка" из 22 небольших магазинов Х5 Retail Group заплатила в октябре 2007 г. $115 млн.
"Даже имея опыт работы и зная все технологии продаж, без больших инвестиций федеральную сеть не создать", — признает Белолипцев. Экс-"викторианцы" нашли свободную нишу, не требующую вложений в сотни миллионов долларов: они собираются строить сеть универсамов "Простор" там, где не появляется сетевая розница — в деревнях и поселках с населением до 4000 человек. За полгода они открыли в подмосковных деревнях три магазина, а до конца 2008 г. планируют увеличить их число до 50. По словам Белолипцева, на это уйдет около $7 млн: стоимость открытия одного арендованного магазина площадью 150-200 кв. м составляет $130 000-150 000. Инвестиции — средства Белолипцева и Ананчика, а также нового партнера — Александра Латышева, гендиректора некоммерческой организации "Фонд развития и поддержки малого предпринимательства г. Подольска".
Из сети в сеть
А Кирилл Новиков, работавший в 2001-2003 гг. директором отдела франчайзинга компании "Эльдорадо", сумел за четыре года ввести собственную сеть "Эксперт-ритейл" в пятерку крупнейших торговцев бытовой техникой, доведя ее оборот в 2007 г. до $1,1 млрд. Работая в "Эльдорадо", Новиков понял, что небольшим региональным сетям сложно противостоять экспансии федеральных брендов. Он предложил таким компаниям уйти "под зонтик" "Эксперт-ритейла", созданного им в 2003 г. совместно с бывшим соучредителем сети "Мир" Дмитрием Корнеевым и совладельцами дистрибуторской компании "Корсо". "Франчайзинг мы выбрали как самую экономичную схему — открытие собственных магазинов обошлось бы на порядок дороже. Франчайзинг также позволяет очень быстро обеспечить широкий географический охват и нарастить число магазинов", — рассказывает Новиков.
В конце 2007 г. под маркой "Эксперт-ритейл" работало 370 магазинов, из которых 38 принадлежало сети, плюс 15 салонов сотовой связи и 100 магазинов "Эксперт-компьютерс". В 2008 г. сеть увеличит количество магазинов до 400-500, выкупит самые успешные из них в крупных городах и поднимет продажи до $1,5 млрд, обещает Новиков. До показателей "Эльдорадо", под маркой которого в России сейчас работает 1150 магазинов (670 — франчайзинговые) и 460 салонов связи с оборотом $6 млрд, пока далеко. Но проект своего бывшего сотрудника, ставшего серьезным конкурентом, в "Эльдорадо" комментировать отказались.
Диалог о бизнесе
Работая по проверенной, составленной на основании многолетнего опыта модели, владельцы бизнеса часто не замечают новых перспектив, объясняет Михаил Кларин, ведущий эксперт Российского института директоров.
Менеджеры, занимающиеся оперативным управлением, понимают, что компания упускает большие возможности, и решают использовать их самостоятельно, продолжает эксперт. Именно этим и вызвано большинство уходов топов в собственные проекты. Вооруженные знанием технологий и рынка, бывшие сотрудники отвоевывают у бывшего работодателя ниши, казавшиеся тому незначительными, а на самом деле составляющие до 10% его бизнеса.