Зачем планирование HR-службе?
Ольга Шава,
консультант по управленческим технологиям украинского офиса ГК «ИНТАЛЕВ»
Давайте определимся с таким понятием, как планирование. Обратимся к словарю: планирование - это длительный итерационный процесс подготовки и выбора альтернативных действий, обеспечивающих наибольшую степень достижения цели при заданных критериях и ограничениях, накладываемых на ресурсы системы и окружающую среду. Схематически это можно изобразить следующим образом.
|
Начальное состояние всегда содержит в себе определенные ограничения или допущения. И для каждого бизнеса очень важно разобраться с тем, что именно ограничивает его развитие. Не так давно, мы работали с заказчиком, у которого главным ограничением развития бизнеса являются трудовые ресурсы. Это проектная организация, выполняющая строительные и ремонтные работы для больших организаций, заводов химической промышленности, энергетики. Первоначально стоимость и длительность проекта определяется из объема человека/часов, необходимого для выполнения проекта. Исходя из этого компания может просчитать, что будет выполнятся своими силами, а на что необходимо будет привлекать подрядчиков. Для каждого бизнеса это ограничение может быть своим (сырье, рынок или объем продаж, производственные мощности и т.д.).
Конечное состояние определяется долгосрочными стратегическими целями. Это те цели, которые определяют достижение некого стратегически желаемого образа будущего состояния компании: место на рынке, величина рентабельности и т.д.
Средством, позволяющим из начального состояния перейти в желаемое, и есть планирование.
Одно из основных правил планирования - согласование, как содержательно (горизонтально и вертикально), так и во времени. Еще в прошлый раз (статья…..№ от….) мы определились, что планированием должны заниматься непосредственно те, кто имеет рычаги влияния на факт выполнение этих планов.
К примеру, в компании есть отдел персонала, который глобально занимается исследованием рынка на предмет заработной платы. И вот руководитель отдельно взятого ЦФО при составлении плана своего операционного бюджета в части заработной платы, должен согласовать размер фонда оплаты труда (ФОТ) и величины окладов сотрудников данного ЦФО с функциональным руководителем (директора по персоналу). Проводится анализ на предмет соответствия этих данных с величиной заработной платы на сегодняшний день на рынке и действующим утвержденным штатным расписанием. То есть должен звучать диалог-согласование, таких согласований должно быть довольно много. Во время этого согласования компания преследует цель определения самого оптимального варианта бюджета. Бюджетное планирование – итеративный процесс. Представители нескольких подразделений и, как минимум, двух уровней управления должны согласовать целевые показатели каждого бюджета в результате, как правило, нескольких процедур их обсуждения, уточнения и корректировки (совещаний по планированию).
К примеру, есть некая финансовая структура, которая состоит из определенного набора центров финансовой ответственности, в том числе в ней есть центр маржинального дохода филиал в г.Одессе, руководит которым директор. В определенный момент создаются плановые формы операционного бюджета данного филиала. И вот, к примеру, создавая бюджет заработной платы начальник отдела персонала согласовывает эту цифру издержек со своим функциональным руководителем – директором по персоналу, который находится в управляющей компании данного холдинга. При этом согласовании озвучивается информация о том, что планируется взятие в штат нового сотрудника в отдел продаж, но он согласен перейти на новую работу только при условии определенного уровня заработной платы, который выше установленного в компании на 50%. При этом, начальник отдела продаж оценивает его, как супер специалиста, который очень необходим компании сейчас и который гарантирует вывод работы отдела на другой, более высокий уровень. На это директор по персоналу отвечает «Нет». Отказываться ли филиалу от своей необходимости? Что делать дальше? А дальше этот вопрос переносится на бюджетный комитет. На бюджетном комитете выслушиваются обе стороны и принимается решение. Говорят окончательное «Да» или «Нет». Бюджетный комитет в данной ситуации – это тот орган, который является «третейским судьей», который следует стратегии развития компании и целевым установкам собственника.
В компании должен быть разработан регламент бюджетного планирования, т е документально закрепленный порядок формирования бюджетов компании. Процесс разработки и формирования бюджетов должен содержать этапы подготовки, согласования и утверждения. Регламент описывает один полный цикл процесса оперативного планирования, ограниченный с одной стороны установкой целевых показателей на оперативный период, с другой стороны – анализом достигнутых показателей.
При описании процесса планирования может использоваться табличный формат (Приложение №1). Данный пример описывает процесс планирования только для HR-службы и содержит он несколько этапов:
I - формирования проектов операционных бюджетов (в части «управления персоналом»);
II - согласование 1-го уровня проектных показателей операционных бюджетов с функциональным руководителем (HR-директором);
III - корректировка и согласование 2-го уровня операционных бюджетов
IV - создание службой персонала двух блоков функциональных бюджетов:
а) на базе операционных бюджетов затратных центров финансовой ответственности.
б) на базе свода корпоративных правил, ретроанализа и стратегических целей.
Цель составления функциональных бюджетов - определение потребностей в ресурсах для различных областей деятельности предприятия. Например, создан итоговый функциональный бюджет заработной платы по холдингу и удельный вес расходов на этот бюджет в общем объеме расходов холдинга составляет 20%. Директору по персоналу при согласовании операционных бюджетов в части заработной платы крайне желательно смотреть на этот общехолдинговый показатель и соответствие ему такого же показателя, но в рамках филиала. Так, например, удельный вес расходов на заработную плату в Одесском филиале равен 50%, а по холдингу – 20%. Необходимо обязательно провести анализ подобного несоответствия, выяснять причину данного различия и принять управленческое решение.
V - передача всех бюджетов в финансовый департамент для консолидации и дальнейшей защиты на бюджетном комитете.
На базе запланированных бюджетов HR-директору крайне желательно сформировать показатели эффективности деятельности HR-службы, которые определяют цель существования службы. В крупных компаниях с большим штатом сотрудников и значительным количеством точных технологических цепочек стоимость и качество персонала являются одними из ключевых показателей эффективности общих бизнес-процессов. При этом задачи HR-службы заключаются в подборе кадров, мониторинге и контроле профессионального уровня персонала, предоставлении руководителям оперативной информации по всем вопросам, связанным с данными параметрами управления человеческими ресурсами. В данном случае цель стратегии HR-службы может быть сформулирована так: "Определение круга ключевых компетенций и контроль их качественного использования". Такая цель предполагает и наличие разветвленной и сложной карты показателей эффективности HR-подразделения, которые разделяются на несколько категорий:
-
Основные направления политики управления персоналом (найм, адаптация, обучение, развитие, мотивация и т.д.)
-
Показатели эффективности HR-процессов (мониторинг изменения количества сотрудников в штате и за штатом компании за период, оценка среднего стажа сотрудника, оценка увольнений с точки зрения доли в них опытных сотрудников, косвенная оценка удовлетворенности персонала и т.д.)
-
"Финансовые" показатели эффективности HR-службы, которые нам с вами больше всего и интересны в рамках системы бюджетного управления (Таблица №1).
Таблица №1.
Показатель |
Источник информации
|
Измеритель |
Эффективность инвестиций в персонал |
Нормы текучести по категориям |
% |
Доля прошедших испытательный срок |
% | |
Доля закрытых вакансий |
% | |
Среднее время закрытия вакансий |
нед. | |
Эффективность затрат на персонал |
Доля ФОТ в продажах |
% |
Доля мотивационной составляющей в компенсационном пакете сотрудников |
% | |
Среднее время переработки на одного сотрудника |
час. | |
Отношение принятых сотрудников к уволенным (по категориям) |
% | |
Доля административных сотрудников к общему числу работников |
% | |
Соответствие требований производственного процесса и качества сотрудников |
Доля ошибок в процессе производственной деятельности (по процессам: приемка, подборка, отгрузка) |
% |
Доля превышения/ занижения норм выработки по процессам (приемка, подборка, отгрузка) и по категориям персонала |
% | |
Доля расширения штата по категориям |
% | |
Коэффициент стабильности персонала (по категориям) |
% |
Подводя итог, еще раз хотелось бы обратить внимание на то, что только с помощью планирования настоящий управленец обретает возможность посмотреть в будущее и активно управлять им. Необходимо шлифовать и совершенствовать свое умение в области планирования, поскольку в нашей нестабильной ситуации его важность особа ценна. Технология системы бюджетного управления особенно для HR-службы должна предусматривать понимание истинной значимости человека для компании, признание степени его влияния на конечный результат. Причем характер влияния может быть как позитивный, так и разрушительный. Для того чтобы направить человеческий потенциал на развитие и процветание компании и получать от его использования желаемые "дивиденды", необходимо прилагать определенные усилия.
Пример составления бюджета HR- службы
№ п/п |
Бюджет |
ЦФО / должность |
Исходная информация |
Действие |
Кому передается (ЦФО/ должность) |
Срок / дата |
Назначение |
Ссылка на № |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1
|
Проекты операционных бюджетов:
|
Все центры затрат (ЦЗ)
|
Штатное расписание, статистическая информация, анализ результатов предыдущих годов, маркетинговых отчетов, данных по конкурентам. |
Формирование |
Служба персонала |
11.12 |
Согласование 1-го уровня |
2 |
2
|
Проекты функциональных бюджетов:
|
Служба персонала |
Проекты операционных бюджетов всех ЦЗ:
|
Определение обще холдинговых показателей по функциональным областям |
Все центры затрат (ЦЗ)
|
14.12 |
Согласование 2-го уровня и корректировка операционных бюджетов всех ЦЗ |
3 |
3
|
Операционных бюджетов всех ЦЗ:
|
Все центры затрат (ЦЗ)
|
Проекты операционных бюджетов всех ЦЗ:
|
Формирование |
Финансовый департамент
|
15.12 |
Консолидация |
44 |
4
|
Функциональных бюджетов:
/
|
Служба персонала |
Операционных бюджетов всех ЦЗ:
/
|
Формирование |
Финансовый департамент
|
15.12 |
Консолидация |
44 |
Источник: Журнал «Менеджер по персоналу», №2, 2007
В этой статье речь пойдет о планировании и о непосредственном участии HR-службы на этом этапе бюджетного управления.
Всем известно, что влиять на ход событий мы можем только в настоящем. Через прогнозы будущего мы можем предполагать объемы и характер этого влияния. Для осуществления этого есть такой инструмент, как планирование.