Генеральный путь, или Индивидуальная стратегическая карта для руководителя бизнеса
Борис Старинский,
управляющий партнер группы компаний «ИНТАЛЕВ»
Что такое директорское счастье?
Генеральный директор — это профессиональный менеджер, который может управлять, в том числе и собственным счастьем, применяя современные инструменты и технологии. Для того чтобы определить схему управления, автору этих строк пришлось, применив собственный шестнадцатилетний директорский и многолетний опыт знакомых директоров, провести небольшое исследование, при обобщении результатов которого было решено использовать технологию Системы сбалансированных показателей (ССП).
Одним из важнейших элементов ССП является карта взаимоувязанных целей, которая традиционно состоит из нескольких слоев-перспектив: «Финансы», «Рынок / Клиенты», «Процессы» и «Сотрудники / Инфраструктура». В нашем случае необходимо добавить пятую по количеству и первую по важности перспективу «Счастье».
Прежде чем сформулировать цели, мы рассмотрели распространенные ситуации, когда «счастья нет». Например, если человек отдает работе существенно больше времени и энергии, чем она того требует, это может привести к краткосрочным профессиональным успехам, но при этом пострадают другие стороны жизни. Во-первых, близкие люди будут недополучать внимания и тепла, в результате чего отношения с ними испортятся. Во-вторых, может ухудшиться состояние здоровья, что негативно отразится на работоспособности, а также на качестве жизни.
Итак, за рабочую гипотезу, которую поддержали все директора, принимавшие участие в опросе, мы определили счастье как некое гармоничное сочетание трех сфер жизни генерального директора: работа, дом, личное развитие. Соответственно этому обозначили такие цели перспективы «Счастье», как удовлетворенность от работы, от отношений с близкими людьми, от личного развития.
Перспективы по ССП
Теперь стоит перейти к уже классическим перспективам ССП, которые вполне актуальны и для нашего «счастливого случая». В одной из них — «Финансы» — можно выделить три взаимоувязанных цели:
- рост прибыли и/или стоимости бизнеса (универсальная цель, которая также влияет и на личный доход генерального директора);
- рост личного дохода; повышение уровня жизни близких людей.
Если руководитель является харизматичным лидером-идеологом, но плохим администратором, то очень важно, чтобы в команде был человек, хорошо справляющийся с такой функцией, например исполнительный директор
Следующая перспектива — «Рынок / Клиенты». Для бизнеса на этом уровне мы отражаем рыночно-клиентские цели, например: увеличение доли рынка или повышение удовлетворенности клиентов. Кого можно отнести к основной группе клиентов генерального директора? Акционеров, сотрудников и близких людей. Соответственно, мы выделили основные цели данной перспективы:
- удовлетворенность акционеров работой директора (влияет на личный доход);
- авторитет и уважение сотрудников;
- удовлетворенность близких людей частотой и качеством общения.
Для дальнейшего движения необходимо определить ключевые процессы, обеспечивающие все перечисленные задачи. Поскольку карта универсальная, а в реальности наблюдается огромный разброс параметров — масштабы бизнеса, отрасль, состояние компании и т. д., можно выделить три наиболее универсальные процессные цели:
-
развитие бизнеса (выполнение стратегического плана развития);
-
системная организация бизнеса (внедрение системных методов управления, таких как ССП, процессное управление, бюджетирование);
-
Time Management (обеспечивает баланс распределения времени между бизнесом и ключевыми областями жизни, а в рамках бизнеса — выделение достаточного количества времени на стратегические и системные вопросы).
В последней (в нашем случае — пятой) перспективе «Обучение/Инфраструктура» мы обозначаем те главные факторы-цели, на которых построен дом счастья...
-
Найти/привлечь нужных людей Для успеха бизнеса данный фактор является ключевым. Достигая этой цели, необходимо решить сразу две задачи. Первая — найти нужных людей на ключевые должности компании. Вторая — подобрать команду менеджеров таким образом, чтобы она была гармонична, и ее члены восполняли слабые стороны генерального директора. Так, если руководитель является харизматичным лидером-идеологом, но плохим администратором, то очень важно, чтобы в команде был человек, хорошо справляющийся с такой функцией, например исполнительный директор. Это сложная задача, поскольку для ее выполнения нужно объективно оценивать свои возможности, сильные и слабые стороны.
- Стратегия развития бизнеса. Классические атрибуты — миссия, виденье, ценности, стратегические цели, бизнес-стратегия, конкурентная стратегия.
- Стратегия личного развития. Этот важнейший ресурс часто оказывается вне зоны внимания генерального директора, но это столь же необходимый фактор успеха. Личные и бизнес-стратегии являются входами для процесса. Тайм-менеджмент становится инструментом для эффективной реализации планов. Прописанные цели помогают точнее определиться с приоритетами при планировании времени. В рамках личной стратегии можно разработать личную миссию, ценности, цели и приоритеты. Также важно, чтобы на уровне ценностей бизнеса и личных была существенная корреляция.
- Проактивная жизненная позиция и позитивное восприятие мира. Первая предполагает ответственность за собственную жизнь, понимание того, что успех зависит от нас, а не от внешних обстоятельств. Такая позиция является двигателем, как личного развития, так и развития ближайшего окружения: бизнеса, семьи. Позитивное восприятие мира позволяет нам жить более комфортно и гармонично, черпать энергию из окружающего мира, получать удовольствие от жизни.
На карте все перечисленные цели объединены причинно-следственными связями. Кроме того, для перспектив «Обучение / Развитие» и «Процессы» мы определили показатели измерения. Некоторые из них являются индикативными. Здесь мы пожертвовали методологической точностью в пользу наглядности идеи.
Что же с этим счастьем делать?
Разработанная карта — это и есть наш алгоритм. Что делать дальше со счастьем? Необходимо выполнить проект внедрения. Для этого разрабатывается план мероприятий, например:
- выработка личных миссий, виденья, целей и критериев (обычно занимает 2-3 месяца);
- определение своих слабых сторон как руководителя;
- формирование гармоничной команды менеджеров;
- совершенствование системы управления бизнесом;
- внедрение бюджетного и стратегического управления.
Когда пройдет данный этап, необходимо декомпозировать карту — посмотреть, каких целей или показателей мы достигли самостоятельно, а что можно делегировать подчиненным или близким. Затем нужно определить процессы обратной связи — как мы будем измерять показатели (чаще всего для личных показателей используется Excel). После этого составить график выполнения мероприятий и достижения целей как личных, так и бизнеса, установить значения данных на ближайший стратегический период (обычно 3-5 лет). Этот план будет ориентиром для ежегодного, ежемесячного, еженедельного планирования главного ресурса — времени. Далее необходимо отслеживать фактическое значение показателей, сравнивать с плановыми, выявлять отклонения, принимать решения. Это самая сложная часть проекта, требующая системного подхода. Например, нужно вести учет своего времени: как оно распределяется, не страдает ли какая-то из сторон жизни. Первые результаты такой работы появятся сразу же, возникнет ощущение осмысленного достижения поставленных целей, приоритеты и ценности будут помогать принимать решения. В полной мере подобная система даст эффект через год ее использования.
Наша жизнь - это проект, ограниченный во времени. Нацеленность только на результат не приносит радости. Необходимо так организовать жизнь, чтобы не только достигать результатов, но и получать удовольствие от процесса их достижения
Насколько оправдано ее применение, не слишком ли она сложна? Дело в том, что большинство директоров уже используют ее различные элементы. Комплексный и технологичный подход поможет быстрее достичь намеченных целей. Ведь и цена вопроса тоже велика — счастье!
Подводя итоги данного исследования, хотелось бы обратить внимание на общую логику достижения счастья. Наша жизнь — это проект, ограниченный во времени. Причем нацеленность исключительно на результат не приносит радости. Необходимо так организовать жизнь, чтобы не только достигать результатов, но и получать удовольствие от самого процесса их достижения.
Другой полезный вывод: применение системных технологий менеджмента эффективно не только в бизнесе, но и в личной жизни. В данном случае мы использовали методологию ССП для достижения своих целей и реализации собственной стратегии. Третий вывод — цели и стратегия должны быть как в бизнесе, так и в личной жизни. Иначе эти системные технологии нам не помогут, ведь они всего лишь инструменты их достижения. При отсутствии явно выраженных, формализованных задач инструменты становятся бесполезными.
Опубликовано «Генеральный директор», январь 2008 г.