+7 (495) 223-27-93 перезвоните мне

Внедрение без обмана.

Внедрение без обмана.

Статья написана директором по информационным проектам Консультационно-Внедренческой фирмы "ИНТАЛЕВ" Алексеем Федосеевым и предназначена для руководителей предприятий, которые начали задумываться об автоматизации. В ней в дискуссионной форме обсуждаются наиболее животрепещущие вопросы внедрения делового программного обеспечения.


Давно и безвозвратно канули в Лету те благословенные времена, когда заботы IT-менеджера сводились почти исключительно к установке и сопровождению серверных и клиентских операционных систем. Все чаще и чаще на информационную службу возлагается ответственность за автоматизацию бизнес-процессов. В круг ваших знакомых и любимых обязанностей активно вторгаются новые, — связанные со спецификой различных областей учета и управления. Впрочем, термин "вторжение" не популярен. Повсеместно используется его более мягкий синоним, означающий, если вдуматься, то же самое — ВНЕДРЕНИЕ.
Основываясь на опыте нескольких лет работы и учитывая, что сбои в работе автоматизированной системы могут стоить вам головы (или любой другой части тела, связанной для вас с местом работы), мы хотели бы обратить ваше внимание на принципиальные моменты внедрения, игнорирование или незнание которых может быть весьма и весьма чревато.

1. Внедрение должно быть, действительно, необходимо.
Внедрение должно иметь бизнес и экономическое обоснование. Во-первых, речь может идти об автоматизации существующих бизнес-процессов, тогда его цель — повышение надежности и оперативности предоставления информации и выделение большего времени сотрудников на ее анализ, а не на обработку. Во-вторых, цель автоматизации может состоять в реорганизации бизнес-процессов. В любом случае ваше руководство должно быть готово к тому, что стоимость внедрения, как показывает наш опыт, будет составлять 1-2% от месячного оборота фирмы. (Разумеется, речь идет о комплексной автоматизации). Если же бизнес-цели не ясны, или руководство не считает адекватной приведенную выше цену, или бюджет вашего предприятия просто не выдержит рыночной цены внедрения — лучшее, что вы сможете сделать, это мягко спустить дело на тормозах. Ничего путного все равно не получится, а все проблемы свалят на вас.

2. Одно внедрение приравнивается к трем пожарам.
Да, головной боли у вас определенно прибавится. Но коль скоро необходимость внедрения объективна (см. п.1), сопротивляться ему — дело бесперспективное. Правильнее с самого начала занять в процессе свое достойное и важное место.

3. Внедрение не сводится к покупке коробки.
Любой софт требует сопровождения. Деловой особенно. Кто и как будет осуществлять все изменения законодательства и учета на вашем предприятии? Если же изначально ясно, что внедрение предполагает проект с составлением ТЗ, кодированием и проч., то имейте в виду, что:

4. Самостоятельное внедрение так же эффективно, как и самолечение. "Минздрав не рекомендует".
Простых областей учета и управления — нет. На изучение и кодирование потребуются месяцы и годы работы. Ответственность — огромна. Результаты — призрачны. Вам это надо?

5. Вам нужны не контрагенты, а союзники.
Организация, осуществляющая внедрение, должна быть не только безукоризненна в профессиональном отношении, вы, прежде всего, должны доверять ей. Речь идет не только о той информации о вашей фирме, которая станет доступна ей в процессе внедрения. Во внедрение обязательно будут вовлечены ваше руководство и предметные специалисты, обязательно будут возникать разного рода проблемы, поэтому вы должны быть уверены в том, что вас не подставят.

6. Всякой коробке свое время.
Покупать коробку лучше всего только перед началом опытной эксплуатации, а ни в коем случае не в начале проекта. Проследите, чтобы в ТЗ были четко определены все технические и экономические условия. Если они не выполнены, — не принимайте работу и требуйте ее исправления до этапа опытной эксплуатации.

7. Москва словам не верит, — требуйте результат и вы.
Не дайте себя увлечь красивыми словами про консалтинг, реинжиниринг и предпроектные обследования. Разумеется, все это может оказаться необходимым, но вам должны четко сказать, когда, на каком этапе и, конкретно, что вы получите. Ненужная работа — не нужна. Кроме того, желательно, чтобы вам сообщили об успешных случаях работы по предлагаемой технологии. Очень бы хотелось, чтобы речь шла о частных фирмах — госсектор имеет свою специфику.

8. Ваша ответственность должна соответствовать вашим полномочиям.
Вряд ли в вашу компетенцию входит принятие решений по управленческим и учетным вопросам, без которого внедрение невозможно. Значит, и ответственность должны нести не вы — проследите, чтобы все "скользкие" места были устланы подписями вашего руководства.

9. За работу системы вам придется отвечать и через год, и через три.
Без знания перспектив развития как бизнеса вашего предприятия, так и IT-подразделения, невозможно ответственно принимать решения, касающиеся автоматизации сегодняшних бизнес — процессов. Поэтому на самом первом этапе внедрения добивайтесь определения планов развития фирмы и IT-подразделения, включающего как задачи, так и бюджет. Подпись руководства под этим документом будет означать, что именно на нем лежит ответственность за дальнейшее развитие.

10. Ваша позиция и авторитет будут зависеть от результатов внедрения.
Успешное внедрение будет вашей заслугой, и это справедливо. Неуспешное... (см.п.8.). Помните, что ваша роль во внедрении — координатор. За постановку задачи и экономическую сторону дела отвечает руководство и конкретные предметные специалисты вашего предприятия, за выполнение работ, качество и сроки — отвечает фирма, осуществляющая внедрение. При правильном построении документальной среды внедрения за любой срыв должны отвечать либо те, либо другие. А ваша четкая и твердая позиция приведет к тому, что ваш авторитет увеличится даже и в этом случае.

Мы далеки от мысли, что этими десятью пунктами список проблем внедрения для IT-менеджера исчерпан. Тема по-прежнему остается волнующе открытой. Нас интересует ваше мнение. Мы будем признательны, если вы пришлете свое мнение с пометкой "Внедрение без обмана" по адресу: [email protected]

продолжение