6 правил создания идеальной воронки продаж
Правило 1. Постройте воронку продаж и наполните каждую стадию контактами
Стадии воронки – это шаги покупателя. На каждой может быть много контактов с клиентом. Договорились о встрече, но она не состоялась. Передоговорились. Выставили предложение, но возникли новые вопросы. Для них нужны еще документы. А клиент не может перейти к следующему решению. Покупка задерживается. Поэтому множество контактов на каждой стадии – это свидетельство не активности продавца, а его нерезультативной работы. Выделите те стадии, которые характерны для поведения ваших клиентов при покупке. Это важно, чтобы в нужных местах разместить информацию об услугах и товарах. Каждую стадию наполните правильными организованными контактами.
Таблица 1. Модели поведения и созревания клиента
Стадия состояния клиента | Стадии цепочки взаимодействия с клиентом | Контакты цепочки взаимодействия |
Имеет потенциальную потребность
Предполагаемый клиент (suspect) – тот, кто может услышать обращение компании | 1. Информирование
Субъекты целевой аудитории, (сегмента) к которым направлено обращение компании. | Реклама в СМИ, информация на сайте, электронная рассылка, обзвон call-центра, выставки, и т.д. |
Чувствует интерес
Потенциальный клиент (prospect) – тот, кто готов слушать компанию | 2. Привлечение
Субъект целевой аудитории, который откликнулся на обращение и проявляет интерес к взаимодействию с компанией. | Встреча, форум, деловой завтрак, семинар |
Ощущает желание
Склонный к покупке клиент (opportunity) – тот, кто готов купить | 3. Убеждение
Субъект целевой аудитории, откликнувшейся на обращение, который имеет выраженный и подтвержденный интерес к покупке и общается с компанией по этому поводу. | Презентация, показ действующего прототипа, экскурсия на действующее предприятие, представление КП |
Совершает действие
Клиент (customer) – тот, кто купил | 4. Продажа
Субъект, совершивший хотя бы одну покупку. | Обсуждение условий и подписание договора, выставление счета, предоплата |
Удовлетворен в своем желании
Клиент (friend) – тот, кто получил, что хотел | 5. Обслуживание (производство)
Субъект, которому отгружен товар/оказана услуга | Отгрузка/доставка товара/оказание услуги, (сборка, настройка), подписание акта (отзыва), постоплата |
Ощущает восторг
Клиент (advocate) – тот, кто продает компанию другим, будучи сам доволен, и желающий сделать приятное друзьям и знакомым | 6. Вторичные продажи/реклама
Субъект, который делает следующие покупки, и делится положительным опытом отношений с компанией и рекомендует ее другим. | Подписание договора выставление счета /обслуживание/, подписание акта (отзыва), оплата, рекомендации |
Приведу пример неправильно организованного контакта. Продавали услугу «умный дом». Чтобы продать такую неочевидную сложную и очень дорогую услугу, необходимо наглядно продемонстрировать клиенту, как это работает. Для этого сдали красивый богатый шоу-рум. Но при создании шоу-рума руководствовались своим удобством, а не комфортом клиента: расположили его на территории промзоны, недалеко от своего офиса. В итоге, контакт выбран правильно, а реализован не так. Не учтены потребности платежеспособных клиентов, которые на деле не захотели ехать за пределы Садового кольца в магазин, где даже машину припарковать было негде. Все контакты выстраиваются в сквозную последовательность, где каждый следующий контакт – следствие выполнения предыдущего. Для агентства недвижимости цепочка может выглядеть так: 1 контакт: звонок от потенциального клиента, обсуждение вопроса, с которым обратился клиент, должно выводить на встречу с ним. Результат – встреча. 2 контакт: проведение встречи, для детального обсуждения запроса клиента, обсуждение условий и деталей потенциальной сделки. Результат – договор. 3 контакт: показ объекта недвижимости клиенту. Таких контактов будет несколько, чтобы дать клиенту возможность выбрать наилучший вариант. Результат – выбранный объект. 4 контакт: проведение сделки. Результат – оформленный юридически объект (покупки или продажи – в зависимости от содержания сделки). 5 контакт: передача объекта клиенту (или получения денежных средств). Результат – получение комиссионного вознаграждения за проведённую сделку.
Правило 2. Определите цепочку контактов с клиентами на каждой стадии
Взаимоотношения с клиентом должны идти в строго определённом порядке – от одного контакта к другому. Выбор контактов в том или ином виде бизнеса зависит исключительно от его специфики.
Таблица 2. Воронка продаж для бизнеса по продаже сложной электротехники различного назначения для строительно-монтажных и обслуживающих организаций
Стадии воронки | Контакты с Клиентом |
1. Информирование | 1.1. Реклама в Интернете (сайт) |
2. Привлечение | 2.2. Звонки по базе потенциальных клиентов |
3. Убеждение | 3.1. Переговоры |
3.2. Выставление и защита коммерческого предложения | |
4. Продажа | 4.1.Заключение договора |
4.2.Выставление счета | |
4.3.Факт оплаты | |
4.4.Отгрузка | |
5. Повторные продажи | 5.1. Выставление счета |
5.2. Отгрузка | |
6. Поддержка лояльности | 6.1. Оценка удовлетворённости клиентов (анкетирование, звонок, встреча) |
6.2 Переговоры по устранению проблем клиентов | |
6.2. Запрос рекомендаций |
Там, где потребность очевидна, и клиенту не надо разбираться с тем, что он покупает, ключевыми стадиями является привлечение и обслуживание. Это характерно для сферы FMCG. Например, клиент хочет купить стиральную машину, и потому главное – привлечь его в магазин, а уж там ему сделать выбор помогут. В силу стандартности товара (марка производителя во всех магазинах одинакова) дополнительным стимулом к покупке является обслуживание, где важны такие параметры: доставка, подключение, гарантии.
Там, где потребность реализована разнообразно, а для покупателя выбор неочевиден, ключевые стадии – информирование и убеждение. Мы продавали систему обогрева загородного дома. Клиент обратился в компанию, когда уже выбирал между тремя потенциальными вариантами – электроподогрев полов, газовый котёл или тепловой насос. Задача продавца – помочь выбрать. Здесь огромную роль сыграла стадия убеждения. Продавец не только дал прочитать проспекты, но и свозил на «живые» объекты, провел работы на макетах с демонстрацией, показал плюсы и минусы системы с технической и экономической точек зрения и помог заказчику принять решение.
Правило 3. Превратите цепочку контактов в конвейер
Разработанную цепочку контактов (их последовательность и вид каждого) нужно превратить в типовую. Это позволит сделать ее повторяемой и каждым отдельным продавцом и всеми вместе. Типовая последовательность действий становится для продавца обязательной к исполнению. И поэтому и он, и вы будете знать, что ему следует делать с каждым клиентом на каждом шаге взаимодействия. Напишите регламентный документ «Положения о системе продаж». Это обеспечит единое понимание состава и порядка деятельности, результатов и ответственности за нее. Включите в него эти пункты:
- описание воронки: стадии, контакты, последовательность;
- показатели воронки продаж для различных категорий персонала, и в целом по подразделению;
- планирование продаж по воронке: нормативы на результирующие и опережающие показатели для различных категорий персонала и в целом по подразделению, горизонт и шаги планирования, процедуры планирования;
- учёт продаж: что, кем, и каким образом должно учитываться в действиях различных категорий персонала, и в целом по подразделению;
- контроль: кто, за что, с какой периодичностью, и перед кем отчитывается, процедура регулярного мониторинга процесса продаж;
- отчётность: какие форматы, для каких отчётов, кем, с какой периодичностью должны формироваться.
В компании, которая продавала недвижимость, сделки растягивались на месяцы. Причем менеджеры не занимались ничем, кроме текущих сделок. В итоге, после заключения договора, они снова возвращались к поиску клиентов. Когда руководитель поставил задачу звонить новому клиенту каждый день, не взирая на текущие сделки, и стал контролировать количество звонков ежедневно, активность продавцов и количество продаж увеличилось втрое.
Правило 4. Все контакты воронки продаж сделайте показателями деятельности продавцов
Руководитель должен отслеживать и планировать их исполнение. KPI засчитывают в учётной системе только результативные действия сотрудника, то есть такие, которые продвигают клиента по воронке. Поэтому все продавцы должны чётко знать, что такое «результативное действие» и что только они зачитываются как выполнение плана. Показатель конверсии показывает результативность каждой стадии воронки, которой должен добиваться продавец.
Пример. Наши клиенты вывели среднее количество звонков в день, которые сделали необходимым минимумом. Каждый менеджер должен был сделать 20 звонков в день, провести 5 встреч и подписать 3 договора. За невыполнение нормы ввели административную ответственность. После второго невыполнения полагался штраф. Руководитель отдела продаж каждый день проверял выполненный план. Благодаря этому продавцы постоянно оставались в тонусе.
Правило 5. На каждой стадии воронки продаж у каждого продавца всегда должны быть клиенты в количестве, заданном показателем конверсии
Если продавец, например, хорошо заработал в предыдущем периоде, и решил пока снизить темпы работы, то у него уменьшится количество клиентов в воронке. А это значит, что неминуемо наступит момент, когда недостаток клиентов приведёт к провалу объёма продаж. Поэтому конверсия работы с клиентами должна составлять не менее 20%. Клиентов проще всего стимулировать акциями. Например, до конца мая при покупке квартиры за полную стоимость скидка 20%. Покупка недвижимости – сложный дорогостоящий процесс, который может затянуться на месяцы. Если есть временный бонус, покупателю легче расстаться с деньгами.
Или, например, предложите покупателю возможность расплатиться картой только на этой неделе. Поскольку суммы в таких сделках фигурируют большие, это становится серьезным бонусом для покупателей, которые не хотят носить крупные наличные суммы. Задача менеджера в данном случае – определить и снять все возможные барьеры на пути к покупке.
Правило 6. Ежедневно контролируйте выполнение продавцами дневных планов по опережающим показателям
Появляется возможность беспристрастной оценки работы каждого менеджера с отсевом неэффективных, и поощрением способных. Поскольку к выполнению показателей должна быть привязана система мотивации.
В компании ИНТАЛЕВ система работает следующим образом: каждый клиент-менеджер ежедневно выполняет свою работу, что отражает в следующей форме в программном продукте ИНТАЛЕВ:Корпоративный менеджмент.
Еженедельно проводятся оперативки, на которых его работа оценивается в следующем отчёте:
Итоговый отчёт за период (месяц, квартал, год) выглядит следующим образом:
Далее включается система материального стимулирования – кто сколько сделал, тот столько и заработал.
Источник: gd.ru, август 2016 г.