Только для продвинутых
В чем, по-вашему, главные преимущества Системы сбалансированных показателей?
- У компании может быть блестящая стратегия, но если у нее нет инструментов ее реализации, то компания вряд ли будет иметь успех на рынке. Сбалансированная система показателей как раз и является таким инструментом. Невозможно управлять результатом непосредственно, можно управлять деятельностью, процессами, людьми. Допустим, компания поставила себе грандиозные цели и разработала стратегию ее достижения. ССП позволяет пошагово, до самого нижнего уровня, до сотрудников расписать механизм достижения этих целей и УПРАВЛЯТЬ реализацией стратегии. Тот факт, что 80 % западных компаний из Fortune- 500 уже внедрили у себя ССП или находятся в процессе внедрения, говорит об очень многом. А ведь прошло менее 10 лет с момента формирования технологии ССП (первоначально, в 1990 году Нортоном и Капланом была разработана система оценки бизнеса с учетом не только финансовых показателей, но очень быстро эта технология трансформировалось в инструмент управления стратегией).
- Насколько знаком украинский бизнес с этими технологиями?
- Он сейчас как раз знакомится с этими технологиями. Украинские менеджеры получают информацию о ССП в основном из интернета. Некоторые компании уже начали внедрять Систему, но о каких-либо результатах пока рано. Первые результаты можно увидеть хотя бы через год после внедрения, - должен пройти сколь-нибудь значимый для стратегии период. Даже в России, где эти технологии развиваются немного динамичнее, большинство проектов пока перебывает на средней стадии реализации.
- В каких отраслях наблюдается наибольший спрос на Систему?
Система универсальна для любой отрасли. Но кое-где наблюдается определенная мода на ССП. В России одной из первых систему сбалансированных показателей начала внедрять компания "Северсталь", - там менеджмент, как и на Западе, тратит немалые средства обучение персонала и современные технологии управления. Соответственно, и наши "стали" - Запорожсталь, Азовасталь тоже проявляют интерес к этой технологии. В целом же ССП интересуется "продвинутый" менеджмент, который стремится к лидерству и заинтересован в повышении эффективности работы компании, в получении долгосрочных, стратегических преимуществ.
Сбалансированная система показателей дает компании ключ к управлению нематериальными активами, а стало быть, к успеху, - утверждает Борис Карабанов директор по консалтингу российской компании "ИНТАЛЕВ"
- Управление нематериальными активами популярно на Западе. Приживется ли это у нас?
- Приживется. Люди везде есть люди. Главное научиться их мотивировать, учитывая при этом менталитет того иного народа. Приведу пример. У нас в Белгородской области одна компания занималась торговлей продуктами питания. Нужно было расширять сырьевую базу, и менеджмент решил, что компании необходимы сельскохозяйственные активы. Приходят представители компании к крестьянам и говорят: "Хотите заработать?" А те им: "Нет". Вот как начать работу в таких условиях? Материальные активы есть: деньги, трактора, топливо. Тогда компания заказывает специальное исследование - разрабатывается анкета на полторы тысячи вопросов. Опросили около тысячи людей и наконец нашли инструменты, которыми можно мотивировать белгородских крестьян.
- Каково место Системы сбалансированных показателей в управлении нематериальными активами?
- Нематериальные активы невозможно учитывать как, скажем, станки или компьютеры. Для этого и существует Система - она позволяет установить причинно-следственные связи в достижении стратегических целей, создать инструменты реализации стратегии.
- С чего же начать управление нематериальными активами?
- С постановки цели и разработки стратегии. Без этих элементов нет смысла переходить к Системе сбалансированных показателей: разрабатывать карту и так далее. Карта - это не способ разработки стратегии, а способ ее реализации. Если начинать работу с создания карты, желаемого результат вряд ли можно достичь. Это как с программным обеспечением автоматизации производства: если оно не адаптировано к потребностям компании, внедряется по приказу высшего руководства и персонал не готов к работе с ним - эффекта не будет, деньги потрачены зря. Начинается отторжение продукта: мол, мы же говорили, что американские методики у нас не приживутся.
- Планировать на долгие годы в наших странах не очень принято: а вдруг ближайшие выборы все изменят, будет передел собственности...
- Приведу пример. Компания BMW. Она начала свою деятельность еще при кайзере и специализировалась на моторах для самолетов. После поражения в первой мировой Германия не имела возможности развивать авиацию, и BMW стала делать двигатели для гражданских кораблей. Пришли к власти нацисты - компания стала производить двигатели для подводных лодок. После второй мировой они стали заниматься автомобилестроением. То есть компания сумела создать нематериальные активы, которые позволили ей выжить в таких тяжелых условиях. Люди, которые у нас сегодня отвергают планирование сегодня, не понимают, что именно нужно планировать. Они привыкли планировать на квартал: продать, скажем, какое-то количество товара. Но продажи на 70 лет вперед не запланируешь, однако можно построить бизнес так, чтобы компании было всегда, что продать.
- Велик сейчас в России спрос на услуги в области управления нематериальными активами вообще и во внедрении ССП в частности?
Спрос растет постоянно. Особенно востребованы эти услуги среди компаний, занятых в ІТ-индустрии, телекоммуникациях, в банковской сфере - где необходимость управления нематериальными актвами наиболее актуальна. И в Украине тоже наблюдается спрос на такие услуги, просто здесь эти технологии еще менее известны. Технологии управления нематериальными активами внедряются там, где менеджмент мыслит по современному. Мы, например, сейчас работаем с одной ГРЭС в центральной России. Предприятие находится в госсобственности. По реформе РАО ЕЭС России, как генерирующее предприятие, станция будет выведены в рыночные условия. Сейчас ее мощности загружены наполовину, - руководство предприятия всерьез задумывается о том, как ГРЭС будет работать в новых условиях, потому и привлекли наших консультантов. Их пример заинтересовал многих коллег по отрасли. И чем дальше, тем услуги в области внедрения технологий управления нематериальными активами буду все больше актуальны. Сейчас наши страны готовятся к вступлению в ВТО и многим предприятиям, чтобы сохранить свои позиции на рынке, придется пересмотреть принципы ведения бизнеса.