Украинские топ-менеджеры. Истории успеха
О своем демократическом стиле управления компанией и позитивном отношении к миру журналистам IT Business week рассказал директор ООО «ИНТАЛЕВ Украина» Борис Старинский
Борис Старинский,
управляющий партнер группы компаний «ИНТАЛЕВ»
«Топ-менеджер», «генеральный директор», «президент», «главный управляющий» — эти названия должностей однозначно ассоциируются с преуспевающими людьми, которые руководят современными, динамичными и прибыльными компаниями. Они — это воплощение успеха, достатка, признания, пример для подражания, Кто эти люди, каков их жизненный путь, в чем их секрет удачной карьеры?
Какое образование вы получили?
У меня два образования. Первое это системный техник (Днепропетровский институт инженеров транспорта). А второе образование менеджмент (Открытый Британский университет).
Как вы пришли к решению заняться именно консалтингом?
Изначально я занимался разработкой и внедрением информационных систем и программного обеспечения, но на каком-то этапе пришло понимание, что если у клиента хаос в управлении, то, несмотря на автоматизацию, повышения эффективности не происходит. Передо мной и моими сотрудниками встала задача: как, упорядочить и структурировать этот хаос в управлении. Единственным возможным и логичным выходом из этой ситуации оказался управленческий консалтинг. То есть от того бизнеса, я перешел на более высокий уровень к бизнесу управленческого консалтинга. Когда стало понятно, что для повышения эффективности бизнеса наших клиентов нужен управленческий консалтинг, была создана компания «Технологии Управления» и параллельно мы искали партнеров, которые имеют уже отлаженные рабочие технологии, чтобы не экспериментировать на клиентах. В результате этих поисков я нашел две таких технологии: одна это компания «ИНТАЛЕВ» консалтинговая компания, которая занимается стратегическими процессами и бюджетным управлением, и вторая это компания «Спайдер». Это обе российские компании. Также я рассматривал и западные консалтинговые компании, но бизнес там и у нас отличается, и западные кальки не всегда работают в нашей стране. Поэтому я остановился на этих двух российских компаниях и таким образом были образованы компании «Спайдер-Украина» и «ИНТАЛЕВ-Украина».
Каким, по вашему мнению, должен быть руководитель?
Всегда возникает стереотип, что руководитель компании это лидер, который жестко ведет компанию к поставленной цели, но это ко мне не относится. Я очень люблю свое дело, то есть мне нравится быть бизнес-консультантом. Мне очень нравятся люди вообще: те клиенты, с которыми я работаю, сотрудники компании, партнеры. Я больше наставник, чем харизматический лидер. У меня, скорее, демократический стиль управления со всеми достоинствами и со всеми недостатками этого стиля.
Какие проблемы у вас возникали на пути к успеху?
Во-первых, я стартовал с нуля. Тогда в 1990-х годах компьютер стоил дороже, чем автомобиль, и это были допотопные компьютеры с современной точки зрения. Да что говорить, тогда даже не было возможности его приобрести, чтобы работать. Поэтому первые проекты мы выполняли на компьютере клиента. Потом был кризис 1996-1997 годов, когда многие бизнесмены разорились, мы тоже начали испытывать трудности, спрос на ПО исчез и мы продали квартиру, чтобы сохранить компанию. Я делю свой бизнес-путь на два этапа. Первый этап была создана компания, как способ собственного трудоустройства, в которой, являясь собственником, по сути, я был основной рабочей силой, несмотря на то, что был штат. А потом пришло понимание, что есть бизнес. Я получил второе образование и научился правильно управлять бизнесом. Мне стало намного легче решать разные вопросы. Так появилась компания «Технологии управления».
У вас много партнеров? Трудно ли делиться властью с кем-либо?
Делегировать полномочия мне легко, потому что я верю людям. Мое мнение, главное это воодушевить человека, внушить ему веру в себя, и только потом делегировать ему полномочия это важный момент. По поводу делиться властью: я долгое время был собственником и руководителем в одном лице, а когда мы образовали СП, например «ИНТАЛЕВ-Украина», я перестал быть директором, и пришлось разделять сферы ответственности, но меня это не напрягает. Самые тесные партнерские отношения у нас с офисами ИНТАЛЕВ в Казахстане и федеральных округах России и сейчас у нас образовалось сообщество директоров «ИНТАЛЕВ». Это единое интеллектуальное поле, где обсуждаются все инновации, где можно обмениваться информацией. Очень приятно, когда тебя окружают единомышленники, с которыми вместе можно решить все возникшие трудности.
И отношение к клиентам у нас партнерское. Наша задача сделать проект, который заработает, и мы оцениваем успешность проекта не только по подписанным актам и полученным деньгам в этом случае они у нас 100% успешны, но и потому работает ли система после того, как мы выполнили свою работу. Бывает, что мы выполняем проект, но система не запускается. Они к нам претензий не имеют, но я иду к собственнику и спрашиваю, почему у вас не работает система. Я объясняю, что вы потратили, допустим $100 тысяч на систему, но посмотрите, сколько вы теряете от того, что система у вас не работает. Мы делаем расчет и видим, что потери ежемесячные очень большие. Таким образом, мы убеждаем собственника компании, что система должна работать, что надо приложить усилия, ведь мы заинтересованы, чтобы наша система работала. Такая вот забота о клиентах.
Расскажите, пожалуйста о своей стратегии успеха
Надо любить свое дело, постоянно учиться, а если ты чего-то не знаешь или не умеешь, то обращаться к людям, которые знают и умеют. Я считаю, что вопрос стратегии важен не только для крупных компаний, но и особенно для начинающих. Когда начинаешь свой бизнес, нужно четко ответить себе на 3 главных вопроса: «Что мы делаем? Для кого мы делаем? И чем мы лучше?» Это еще не вся стратегия, но уже серьезная заявка на успех. Я продал много разных бизнесов, потому что не смог ответить на последний вопрос. На определенном этапе развития я понял, что делать все, как все мне не интересно и я буду заниматься только тем бизнесом, в котором я вижу перспективу лидерства. Соответственно всем компаниям я рекомендую подходить к бизнесу по такому критерию: есть ли стратегия, есть ли ответ на эти 3 вопроса: Что? Для кого? Чем мы лучше? И если всего этого нет, то тогда и перспектив у бизнеса нет.
В каком направлении вы собираетесь развиваться дальше?
У нас стратегия: лидерство по продукту, кроме того мы постепенно расширяем спектр услуг постепенно, но планомерно. Одна из последних новостей: «ИНТАЛЕВ» сейчас находится в состоянии поглощения компании WinPeak, которая является одним из лидеров CRM-рынка в России. Специфика нашего бизнеса такова, что если мы не будем внедрять инновации, то скоро прекратим свое существование. У нас постоянно происходит улучшение продуктов и услуг. Иногда клиенты подталкивают нас к развитию, предлагая решить какие-то ранее не ведомые трудности. Таким образом, появляется новая технология.
Какие качества характера помогли вам добиться успеха?
У меня очень позитивное отношение к миру, к жизни, к окружающим меня людям. Мне кажется, что, если ты искренен, то ты будешь успешен только благодаря этому. Не технологии сейчас развивают бизнес, а эмоции. Потому что бизнес это не машина, бизнес это люди, которых надо любить и уважать, стараться вникать в их проблемы. Потому что столы, стулья у всех более или менее одинаковые и компьютеры тоже, а чем отличается одна компания от других это люди, а вот люди это общение и это интересно. Широкий взгляд на вещи помогает лучше понимать клиентов и предлагать им лучшие решения. Мне очень интересно познавать мир и окружающих людей.
Какими качествами, по Вашему мнению, должен обладать успешный бизнесмен?
Поскольку я, как консультант, видел очень много бизнесменов, то могу сказать, что такого правила нет, они все разные. Но единственное, без чего нельзя, наверное, построить нормальный бизнес это определенная доля авантюризма, потому что бизнес это не математика, иначе математики были бы лучшими бизнесменами, а это не так. Доля оптимизма и авантюризма это первое. И второе это умение выстраивать партнерские отношения: с клиентами, с поставщиками, с сотрудниками.
Автор: Анна Соловьева, Всеволод Некрасов
Источник: Журнал IT BUSINESS week, №4 (29 апреля -12 мая 2008)
«Бизнес это не математика, бизнес это, в первую очередь, люди»