Оптимизация организационной структуры НПО «Мостовик»
Научно-производственное объединение «Мостовик» – одно из крупнейших проектных и строительных предприятий России. На протяжении более чем 20 лет «Мостовик» – участник реализации сложных и ответственных проектов регионального и общероссийского уровня.
Предприятие осуществляет деятельность по инженерным изысканиям, проектированию и строительству зданий и сооружений, выполняет строительство сложных спецобъектов, в том числе кабельных коллекторов и тоннелей под нефте- и газопроводы на основании свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Объединение предоставляет услуги по выполнению комплекса контрольных мероприятий, обеспечивающих производство строительно-монтажных, специальных и ремонтно-отделочных работ в соответствии со строительными нормами и правилами, а также с требованиями утвержденной проектно-сметной документации.
Cпециалистами омского объединения запроектировано и построено свыше 800 объектов в России и за ее пределами. Годовые объемы выполняемых строительно-монтажных работ превышают 45 млрд рублей. Численность сотрудников объединения – более 18 500 человек. НПО «Мостовик» – участник федеральных программ подготовки к саммиту стран АТЭС 2012 года во Владивостоке и Олимпиаде-2014 в Сочи.
Компания в последние семь лет показывает прирост на 30-60%, поэтому неудивительно, что система управления отстает от технологического развития бизнеса.
Главная причина нашего обращения в «ИНТАЛЕВ» в самом общем смысле – повышение эффективности бизнеса. Эта глобальная задача разбита на ряд подзадач: стабилизировать выручку на пять лет; пересмотреть оргструктуру компании; оптимизировать финансовую модель; усовершенствовать бюджетирование и т.д.
Для решения этих задач мы решили привлечь сторонних консультантов. В ходе встреч с представителями различных консалтинговых компаний мы столкнулись с такой проблемой: консультанты занимали позицию «мы знаем, как надо», не считаясь со взглядами и мнением заказчика. Нас это не устраивало, потому что каждая компания обладает множеством внутренних особенностей, в которых, придя извне, сходу не разобраться. В итоге сотрудничество не складывалось.
Решение о начале проекта с сибирским офисом «ИНТАЛЕВ» мы приняли по нескольким причинам. Во-первых, опыт: «ИНТАЛЕВ» успешно реализовал ряд проектов с компаниями строительной отрасли. Во-вторых, соотношение цены и качества. В-третьих, репутация: мы обратились в несколько компаний, имевших опыт сотрудничества с «ИНТАЛЕВ», и получили положительные отзывы. Наконец, у нас была возможность лично пообщаться с консультантами на семинарах и мастер-классах «ИНТАЛЕВ», послушать про их принципы работы, и подход нас устроил.
Совместный проект с «ИНТАЛЕВ» мы начали с работы над организационной структурой предприятия. С помощью консультантов мы просмотрели ее «свежим взглядом» и теперь формализуем то, что раньше было только в понятийном состоянии – описываем имеющиеся в компании комитеты, составляем для них регламенты.
На данный момент в рамках проекта описана организационная структура НПО «Мостовик», а также разработаны:
- организационная структура типовой службы управления проектами;
- организационная структура типового СМУ;
- организационная структура финансово-экономической службы НПО «Мостовик»;
- организационная структура службы управления механизацией.
По сути, пока у нас не было глобальных перемен – с помощью консультантов мы сделали срез, что из себя представляет компания в данный момент, и обсудили, как должно быть. Но даже на этом этапе мы столкнулись с необходимостью убеждать сотрудников в необходимости перемен. Оказалось, что это – особая работа, требующая довольно длительного времени: даже небольшие изменения приходится внедрять медленно, осторожно, тщательно проговаривая с коллегами каждый шаг, чтобы свести к минимуму отторжение.
- разработка системы управления проектами;
- регламентация системы бюджетного планирования;
- постановка системы управленческого учета;
- регламентация системы казначейства (платежный календарь);
- разработка системы KPI и мотивации руководителей
- описание ключевых бизнес-процессов компании.
Резюмируя, хочу сказать: многие считают, что, если пригласить консультантов в компанию, то все молниеносно наладится, и в результате возникает эффект обманутых ожиданий. Заказчик должен сам поставить перед собой цели, которых планирует добиться с помощью консультантов, и быть готовым к изменениям. Консультанты – не волшебники, а инструмент реализации идей заказчика.